КЫРГЫЗСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.РЫСКУЛБЕКОВА
ИНСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Положение о модульно - рейтинговой системе
контроля знаний студентов в ИНОО



1.Основные положения.

К факторам, определяющим рейтинг вуза, относятся качество труда профессорско-преподавательского состава (ППС) и уровень знаний обучаемых. Качество труда ППС определяется степенью владения педагогической технологией, общей профессиональной подготовкой и дидактическим мастерством. Уровень подготовки студентов (качество подготовки специалистов) определяется составом и уровнем традиционных требований вуза, педагогическим мастерством ППС, принятых технологий обучения, материально-технической базой учебного процесса. Таким образом, технология обучения (педагогическая технология) является важным компонентном образовательного процесса.
Модульно- рейтинговая система обучения признается во многих передовых странах, как современная технология обучения в высших учебных заведениях, позволяющая повысить качество образовательного процесса. Модульно-рейтинговая система обучения (МРТО) включает в себя ряд компонентов: государственный образовательный стандарт (ГОС), модульный рабочий учебный план направления (специальности) высшего образования, модульные рабочие программы дисциплин и модульно-рейтинговая система контроля знаний (МРСКЗ).
Модульный подход при разработке рабочей программы обеспечивает оптимальную комбинацию содержательных элементов, предполагающую как овладение новым теоретическим знанием , так и его практическое освоение. Модули предусматривают и разнообразные формы активного обучения (упражнения, тесты, контрольные вопросы, примеры и т.п.), позволяющие осуществлять анализ и самопроверку по ходу обучения.
Не менее важное назначение модульной программы – дать преподавателям четко структурированный материал, не только построенный на базе современного знания предметной области, но предполагающий разнообразный арсенал методов практического усвоения материала, методику преподавания соответствующих разделов учебной дисциплины. Такой подход, с одной стороны, обеспечивает быстрое распространение прогрессивных методик обучения, а с другой – реализацию единых требований к подготовке квалифицированных специалистов.
Применение МРСКЗ нацелено на повышение качества подготовки специалистов, что определяет следующие цели МРСКЗ:
-создание мотивации активной и ритмичной работы студентов в течение всего семестра;
-получение более точной и объективной оценки уровня знаний, умений, навыков и профессиональной подготовки студентов;
-достижение целостного восприятия обучаемыми содержания дисциплины и взаимосвязей между различными дисциплинами учебного плана;
-расширение, углубление и повышение эффективности самостоятельной работы студентов.

Рейтинговая система оценки (контроля) знаний и умений студентов осуществляется по 100 бальной шкале за каждую дисциплину. Рейтинг-контроль ведется непрерывно и имеет:1- уровень- текущий (промежуточный) контроль; 2- уровень- семестровый (итоговый) контроль. Рейтинг-контроль в дальнейшем иногда будет называться контрольной точкой.
Учет скорости обнаружения и надежности приобретенных знаний, скоростные надежностные характеристики обучаемого можно оценить:
- при сдаче модуля дисциплины - путем оценки способности студента формировать правильные ответы на поставленные вопросы или тестовые задания за отведенное время;
- при пересдаче модуля - путем ограничения допустимого периода. За каждую новую попытку сдачи модуля накладываются штрафные баллы.
- непрерывный контроль знаний на всех этапах обучения. Это достигается своевременной организацией рейтинг контроля путем непрерывного контроля и путем регулярной аттестации, согласно графику;
- обязательность итогового (семестрового) контроля для всех обучаемых.
Данный принцип призван обеспечить прочное усвоение студентами программного материала дисциплины в полном объеме с учетом взаимосвязи между тематическими модулями и не допущения того, чтобы обучаемый забывал материал предыдущего модуля при изучении последующих модулей. Кроме того, такое целостное восприятие дисциплины облегчает усвоение всего направления (специальности) и взаимосвязей между ними. Применение МРСКЗ дает возможность определять для каждого студента рейтинг по дисциплине, усредненный рейтинг за семестр, учебный год и весь период обучения, что позволяет ранжирование студентов в учебной группе и по специальности.
Если дисциплина читается в течение нескольких семестров, т. е. состоит из нескольких частей, то каждая её часть разбивается на модули как самостоятельная дисциплина и оценивается по 100 балльной шкале. Тематические модули являются тем комплексом знаний и умений, которые подлежат контролю в рамках текущего рейтинг - контроля. Суммарное количество текущего контроля равно 60, а оставшиеся 40 баллов из 100 распределяются студенту по результатам семестрового контроля. Каждый тематический модуль оценивается минимальным и максимальным количеством баллов, причем минимальный рейтинговый балл является нижним возможным порогом, когда тематический модуль засчитывается студенту. Сумма минимальных баллов по всем модулям равняется 40, максимальным-60.
Перечень контрольных вопросов следует заранее проранжировать в баллах по степени важности и сложности, причем каждый вопрос должен характеризоваться минимальным и максимальным пороговыми баллами. Контроль знаний и умений может проводиться с использованием тестовых заданий. Каждое тестовое задание должно быть проранжировано по сложности также, как и контрольные вопросы.
Число тематических модулей дисциплины следует устанавливать в зависимости от объема часов, предусмотренных в течение семестра, но количество тематических модулей, следовательно, и количество текущих контрольных точек не может быть более трех. Так как при большом количестве тематических модулей студент не будет успевать сдавать контрольные точки. В каждой специальности от 8 до 10 предметов в каждом семестре, при превышении количества тематических модулей более 3-х происходит повышенная нагрузка, на студента.
Текущий контроль осуществляется путем сдачи студентами модулей, предусмотренных рабочей программой дисциплины, в строгом соответствии с графиком. Если студент не смог сдать модуль во время рейтинг - контроля, проведенного по графику, то допускается пересдача модуля в течение двух недель после этого. При этом студент имеет право на две попытки пересдачи.
Сдача модуля вне графика (дополнительная контрольная точка) устанавливаются студенту только в случае пропуска рейтинг - контроля по уважительной причине с разрешения руководства института.
График текущего рейтинг - контроля доводится до сведения студентов за две недели до начала контрольных мероприятий, итогового контроля - за месяц до конца семестра. Курсовые работы и проекты, производственная и преддипломная практики считаются как самостоятельные дисциплины.
Семестровый (итоговый) рейтинг-контроль является обязательным для всех студентов.
Контроль знаний необходимо проводить, независимо от характера дисциплины, в письменной форме. Рейтинг – контроль должен предусматривать разнообразные формы работы студента и может проводиться в виде коллоквиумов, контрольных работ, заданий на самостоятельную работу, расчетно-графических заданий рефератов, и т.д. Контрольные мероприятия проводятся по окончании изучения материала модуля, и заканчивается оценкой знаний студента определенным количеством баллов, количество которых не должно превышать установленной рабочей программой дисциплины максимум. Распределение баллов по модулям и видам занятий осуществляется с учетом их значимости.
Если дисциплина изучается в течение 2-х и более семестров, то итоговая оценка, которая вносится во вкладыш к диплому, определяется исходя из среднего числа баллов, полученных по данной дисциплине по семестрам. Текущий контроль может проводить тьютор курирующий данную дисциплину. Контроль может проводиться и совместно с преподавателем.

2.Контроль знаний и умений студентов

Модуль считается зачтенным (сданным), если студент набрал минимальное количество баллов. Если студент набрал меньше баллов, чем минимальное требуемое количество, то модуль не засчитывается, но студенту выставляется фактически набранное количество баллов, что необходимо для фиксации уровня его знаний на момент сдачи модуля. Максимальное количество баллов по модулю соответствует усвоению материала в полном объеме и указывает на то, что по данному модулю студенту большее количество баллов не может быть выставлено.

ktk logo Итоговая оценка по дисциплине с экзаменом выставляется экзаменационную ведомость с указанием не только количества рейтинговых баллов, но соответствующей оценки по четырехбальной системе в соответствии со следующей системой перевода.
Студент, набравший по результатам промежуточного контроля 40-60 баллов, допускается к семестровому рейтинг - контролю по дисциплине, на котором может набрать дополнительно от 0 до 40 баллов.
Если студент по результатам промежуточного контроля набрал 30-39 баллов, то для допуска на семестровый контроль ему необходимо пройти собеседование по дисциплине (дополнительный опрос). В результате, которого он может получить до 10 баллов и быть допущенным к семестровому контролю.
Студенту, набравшему в ходе текущего контроля менее 30 баллов, выставляется оценка «неудовлетворительно».
Если по результатам текущего контроля и семестрового контроля общая сумма баллов по дисциплине Sд будет меньше 61 балла, то студенту выставляется оценка «неудовлетворительно». Пересдача экзамена проводится в соответствии с порядком, установленным в вузе.
Неявка студента на промежуточный контроль без уважительной причины оценивается нулевым баллом, при этом повторная сдача зачетных модулей не проводится

3.Определение рейтинга студента по дисциплине за семестр, учебный год, период обучения
В целях ранжирования студентов одной специальности и оценки качества их учебной работы за семестр, учебный год и т.д. полученные суммы баллов пересчитываются в рейтинг студента. Рейтинг студента определяется как среднее количество баллов за семестр, учебный год, весь период обучения:

ktk logo
Где n- количество дисциплин в семестре (учебном году, за весь период). Рейтинг рассчитывается с точностью до одного знака после запятой